В силу национально-исторических условий именно в России художественная культура всегда была синтетической Уже АГерцен обоснованно противопоставлял гуманистическую целостность русской культуры послепетровскогвбкъюо времени отъединенности друг от друга, внутренней замкнутости видов искусства в постренессансных культурах стран Запада Литература как "наиболее содержательное из всех искусств" (А Луначарский) и как искусство, ставшее в России XVIII- XX в подлинным средовнвауточием духовной жизни общества, естественно, оказывала глубинное и разностороннее воздействие и на русскую культуру в целом, и на живописное искусство в частности Этот процесс не был односторонним - литература впитывала в себя идеи и само мирочувствие, рождаемые и выражаемые живописными средствами, вырабатывала свою особую живописность (точно так же как и музыкальность, если сопоставлять - что не менее правомерно - развитие литературы и музыки) Современный профессионализм в области втаэлгуманитарных знаний зачастую сковывает возможности изучения взаимовлияния различных видов искусств в прошлом отечественной культуры Хотя бы частично преодолеть эту "цеховую" замкнутость литературоведов и искусствоведов, рассматривая в его различных аспектах и этапах процесс взаимодействия литературы и живописи в России, - основная задача данного сборника Большинство статей сборника носят специально-научный конкретный характер, отражая стремление его участников к лишенному декларативности, фактологически выверенному подходу к проблеме взаимовлияния литературы и живописи в русской культуре Что внутри? Оглавление 1.